Сколько уровней имеет пенсионная система. Принципы новой пенсионной реформы

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др. Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации. 3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку - ст. 39, "Конституция Российской Федерации 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Необходимое условие для назначения трудовой пенсии - не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Страховой стаж - это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации. 36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. человек. Почти 6,6 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель. 6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов. Как устроена система обязательного пенсионного страхования? Обязательное пенсионное страхование - это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая - например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. Застрахованные лица - это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);
  • - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - священнослужители.

Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования - страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка). Оформить его можно самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве указаны персональные данные и номер персонального счета в ПФР - СНИЛС.

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно личное участие. Необходимо заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР. Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги - от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

В данной работе мы решили оценивать пенсионную систему методом использования 2 групп показателей:

Показатели зрелости ПС

Для описания зрелости пенсионной системы мы рассчитаем коэффициент экономической зависимости и коэффициент поддержки ПС.

· Коэффициент ЭЗ рассчитывается следующим образом:

К эз =Ч пенс /Ч пл, где

К эз - коэффициент экономической зависимости пенсионной системы

Он характеризует число пенсионеров, приходящееся на одного занятого. Чем выше коэффициент, тем система становится более зрелой. На графике 1 наглядно изображено рост Коэффициента ЭЗ, что может указывать на становление новой распределительно-накопительной ПС в России. Долго наблюдалась тенденция к увеличению числа занятых на рынке труда, что существенно снижает нагрузку на пенсионную систему. Однако с 2009 года вновь появилось увеличение числа пенсионеров и уменьшение работающего населения.

· Коэффициент поддержки ПС

Этот показатель высчитывается с помощью формулы:

К п =Ч пл /Ч пенс, где

К п - коэффициент поддержки пенсионной системы

Ч пл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Ч пенс – численность пенсионеров

Коэффициент поддержки ПС показывает, сколько работающих человек приходится на одного пенсионера. Данный коэффициент обратен предыдущему. На графике 1 также наглядно представлено изменение показателя со временем.

В Таблице 2 представлены статистические данные, взятые с сайта Единой Межведомственной Информационной Системы (ЕМИС) и выполнены расчеты коэффициентов.

Таблица 2 «Показатели зрелости ПС»

Численность пенсионеров 38429,5 38182,8 38159,75 38227,8 38324,8 38363,7 38470,5 38796,4
Численность занятого населения 65070,4 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 69284,9
коэффициент поддержки ПС 1,69324 1,73985 1,762975 1,78323 1,79662 1,83951 1,84466 1,78586
коэффициент экономической зависимости 0,59058 0,57476 0,567223 0,56078 0,5566 0,54362 0,542105 0,55995


График 1 «Показатели зрелости ПС»

Оценив зрелость ПС РФ, можно прийти к выводу, что первые пять лет пенсионная реформа была эффективной, но далее введение накопительного элемента лишь усилила нагрузку на экономику.

Показатель оценки уровня пенсии

Этот показатель рассчитывается через следующую формулу:

К зо =П ср /З ср, где

К зо – коэффициент замещения в системе ОПС

П ср – средняя пенсия за год

З ср – средняя заработная плата за год

Коэффициент замещения один из наиболее важных показателей и отражает степень замещения потерянного заработка при выходе на пенсию. Чем выше показатель, тем большие пенсионные выплаты от своей заработной платы получает гражданин при наступлении пенсионного возраста, тем эффективней пенсионная система.

Коэффициент оценки уровня жизни пенсионеров показывает долю отношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму. Формула этого показателя выглядит следующим образом:

К оц =П ср /Прож мин, где\

К оц – коэффициент оценки уровня жизни пенсионеров

П ср – средний размер пенсии

Прож мин – прожиточный минимум

Таблица 3 «Показатели оценки уровня пенсии»

Средняя заработная плата Средний размер назначенных пенсий прожиточный минимум коэффициент замещения отношение к среднему прожиточному мин
402,05 0,38254 0,63215
1522,6 458,93 0,301409 0,48615
2223,4 719,78 1 285 0,323727 0,56014
3240,4 1051,8 1 574 0,324574 0,6682
4360,3 1397,3 1 893 0,320448 0,73811
5498,5 1651,5 2 143 0,300346 0,77063
6739,5 1926,2 2 451 0,285811 0,78589
8554,9 2430,8 3 060 0,284135 0,79436
10633,9 2735,9 3 437 0,257281 0,79601
13593,4 3160,4 4 005 0,232498 0,78912
17290,1 4 693 0,236203 0,87023
18637,5 5289,9 5 144 0,283832 1,02837
20952,2 7590,2 5 902 0,362265 1,28605
8097,3 6 209 0,346496 1,30412

В Таблице 3 рассчитаны показатели на основе статистических данных. Уровень жизни пенсионеров имеет очевидную тенденцию к росту (см график 2 ), что нельзя сказать о последних изменениях коэффициента замещения, который с 2010 года начал снижаться. Этот факт связан с заменой ЕСН страховыми взносами, после чего процедура расчета пенсии изменилась.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

П енсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Быть или не быть

Накопительной пенсионной системе в России

студентки 2 курса

бакалаврской программы

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

(подпись)

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

СУМАТОХИНА Алексея Сергеевича

__________________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.э.н, ст. преподаватель.

ГОЛУБЕВА Анастасия Алексеевна

«СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ»

_____________________________

(подпись научного руководителя)

«_____» _______________ 2012 г

Санкт-Петербург


Введение

В 2002 году в Российской Федерации была проведена пенсионная реформа, заключавшаяся в переходе от распределительной к условно-накопительной модели. Прежняя пенсионная реформа не справлялась с выполнением своих обязательств в виде достаточного материального обеспечения лиц, утративших возможность получения регулярного дохода, численность которых уже превышает четверть населения и сохраняет тенденцию к росту, что на фоне всеобщего охвата населения пенсионной системой свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Факт неэффективности повлиял на осознание необходимости нововведения в пенсионную систему.

Причина тотального влияния государства на пенсионное обеспечение очевидна с точки зрения дефиниции России как правопреемника СССР, игравшего патерналистскую роль в жизни населения. Высокая социальная нагрузка на государство обусловливает сложность и комплексность пенсионной реформы.

Целью нашей работы является ретроспективный анализ пенсионной реформы 2002 года, оценка изменения параметров пенсионной системы с помощью изучения статистической информации.



Пенсионная система

Виды пенсионных систем

Пенсионная система или ПС – совокупность правовых, экономических и организационных институтов, направленная на материальное обеспечение граждан в виде пенсий.

Пенсией называется регулярное (как правило – ежемесячное) денежное пособие, которое выплачивается следующим группам лиц:

1. Лица, достигшие определенного (пенсионного) возраста. При достижении установленного государством пенсионного возраста лица перестают совершать налоговые пенсионные взносы, и превращаются в получателей пенсионных выплат из Пенсионного Фонда.

2. Лица, имеющие инвалидность.

3. Семьи, потерявшие кормильца.

На сегодняшний день существует три вида ПС.

1. Распределительная или параметрическая. Данная система основана на принципе солидарности поколений: нынешние пенсионные выплаты формируются с помощью пенсионных отчислений работающих лиц. Таким образом, осуществляется распределение денежных средств.

2. Накопительная. Пенсионные отчисления не имеют страховой части, а состоят только из накопительной, с последующей ее капитализацией.

3. Распределительная с накопительным элементом или смешанная. Пенсионные отчисления делятся на страховую и накопительную части. Накопительная часть капитализируется с установленным процентом.

ПС в мире.

Самая первая пенсионная система сформировалась в Германии. Согласно закону, принятому в конце 1880-х годов, пенсия назначалась пожилым людям, достигшим возраста 70 лет. Полагалось, что к этому возрасту человек успевает исчерпать все свои трудовые ресурсы, после чего лишается возможности обеспечить свою жизнь. Так как в конце XIX века лишь малое число людей доживало до 70 лет, а еще больше людей, становилось неработоспособными еще до этого возраста, было принято решение снизить пенсионный возраст до 65.

Как говорилось выше, в чистом виде распределительная и накопительная модель пенсионных начислений встречается крайне редко. В основном, чаще всего можно встретить смешанную модель.

Чилийская пенсионная система.

Одной из новаторских ПС в мире по праву считается Чилийская ПС. Главной особенностью этой системы стало введение абсолютной накопительной пенсии. Резкий переход от распределительной ПС к абсолютной накопительной системе в 1981 году был вызван высоким профицитом бюджета и жесткой административной политикой государства.

Ежемесячно каждый работающий гражданин делает взнос на свой пенсионный счет в размере 10% от заработной платы. Далее происходит капитализация денежных средств в частной управляющей кампании, которую выбирает гражданин. Однако, не смотря на накопительный характер пенсий, за пенсионные отчисления ответственны в равной степени государство, работодатель и сам работающий.

Также существует две схемы выплаты пенсий:

1. Пожизненная рента – лицо ежемесячно получает определенные выплаты до конца жизни. Данная схема реализуется при достижении пенсионного возраста: у мужчин 65 лет и 60 лет у женщин.

2. Программированный уход на пенсию – рассчитываются взносы в управляющую компанию, а также пенсионные выплаты, по индивидуально выведенной схеме. По этой схеме реализуется досрочный выход на пенсию.

Казахстанская пенсионная система.

После распада СССР в Казахстане было приято решение о переходе на накопительную ПС, прообразом которой послужила Чилийская ПС. С начала 1998 года все работающие граждане должны в обязательном порядке ежемесячно отчислять 10% заработной платы на индивидуальные накопительные пенсионные счета пенсионного фонда.

Главная цель пенсионной реформы Казахстана – приобретение дополнительного инвестора в лице пенсионных фондов, а также активации работы фондовой биржи.

Пенсионный возраст установился на уровне 58 лет у женщин и 63 у мужчин. Но в настоящее время ведется дискуссия об гендерном уравнении пенсионного возраста (увеличение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин), которое коснется граждан, рожденных до 1997 года включительно.

Стран, практикующих использование абсолютной накопительной пенсионной системы, всего пять: Чили, Казахстан, Боливия, Мексика и Сальвадор.

Германская пенсионная система

ПС Германии состоит из трех уровней:

1. Обязательное пенсионное страхование – выплачивается государством в виде солидарных пенсионных выплат.

2. Добровольное обеспечение по старости – отчисление пенсионных взносов предприятиям, на котором работает лицо.

3. Частный способ обеспечения достойной пенсии – все формы создания частного капитала.

Таким образом, Германия имеет чистую распределительную ПС, но также имеет добровольный накопительный элемент.

Пенсионный возраст наступает при достижении 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами. Существует возможность раннего выхода на пенсию при условии наличия 35 летнего трудового стажа.

Участники ПС РФ

1. Пенсионный фонд

ПФ РФ был создан 22.12.1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об установлении Пенсионного фонда РСФСР». На сегодняшний день это крупнейший среди внебюджетных социальных фондов централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых средств в целях пенсионного обеспечения населения. На долю остальных внебюджетных фондов приходится всего около 25% внебюджетных средств.

Так как ПФ является важным звеном финансовой системы РФ, то действия фонда строго формализованы:

· ПФ запланирован органами государственной власти, поэтому имеет строгую целенаправленность, а так же подконтролен им (Правительство РФ и управлению ПФ)

· Денежные средства фонда не относятся к бюджету, поэтому тратятся исключительно на внебюджетные расходы, связанные с пенсионной системой.

· Фонд формируется из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов, которые имеют налоговую природу, то есть, установлены государством и являются обязательными.

ПФ РФ занимается назначением и выплатой пенсий, ведет учет средств, поступающих по ОПС (Обязательное пенсионное обеспечение), назначает и реализовывает пенсионные выплаты отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны и др.), взаимодействует со страхователями (работодателями), занимается взысканием недоимок, выдачей сертификатов на получение и выплату средств материнского капитала.

2. Работодатели

Работодатели играют важную роль в ПС. Именно они обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников. В статье 6 закона №167-ФЗ работодателей называют «страхователями по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)» и относит их к категории лиц, производящих выплаты физическим лицам на основе трудового договора.

Страхователи ОПС являются физическими лицами, организациями или индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные нотариусы, адвокаты и др.). Последние так же играют роль и застрахованных, так как платят взносы за себя.

3. Работники

Скорее пассивные участники ПС. Они имеют статус застрахованных лиц, так как после оплаты страхователем страховых взносов в ПФ застрахованные лица получают право при достижении пенсионного возраста получать трудовую пенсию.

Гражданин вправе самостоятельно заключить договор с одним из Негосударственных Пенсионных Фондов. В этом случае он становится активным участников формирования будущей пенсии, также если он является индивидуальным предпринимателем и занимается отчислением взносов в ПФ самостоятельно

4. Пенсионеры

Пенсионеры – социальная группа людей, для обеспечения достойного уровня которых сформирована ПС, реципиенты пенсионной системы.

5. Негосударственные пенсионные фонды

НПФ одновременно является как социальным, так и финансовыми институтом. Согласно закону, данные фонды создаются исключительно в форме некоммерческой организации, занимающейся только вопросами пенсии: сбор пенсионных взносов, вложение денежных средств с целью из прироста (этой функцией обычно заведует руководящая компания) и, самое главное, выплата пенсии.

По состоянию на 1 августа 2011 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 313 НПФ. Законодательство РФ определяет активы, в которые пенсионные взносы могут быть инвестированы, и структуру инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 года, любой гражданин по собственному желанию может заключить договор с НПФ, по которому его денежные накопления будут перенаправляться из ПФ РФ в НПФ.

6. Частные компании, управляющие пенсионными накоплениями

Обычно управление пенсионными счетами передается в руки частных компаний, которые обязуются управлять денежными средствами максимально выгодно для клиента.

С 2003 года в России появилась возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая имеет лицензию на предоставление данного вида услуги и прошла специальный конкурс. Но, к сожалению, лишь небольшое количество людей знают о подобной возможности. Отказавшись от управления пенсии частной компанией или же не воспользовавшись своим правом по не знанию, управление пенсией переходит в руки государственной компании.

7. Государственная компания, управляющая пенсионными накоплениями

С 2003 года государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк (ВЭБ).

8. Инфраструктурные участники пенсионной системы

Среди инфраструктурных участников ПС можно выделить следующих:

· Брокеры.

НПФ заинтересовано в покупке и продаже ценных бумаг на бирже, поэтому они зачастую заключают договор с брокерской фирмой, которая досконально знает тонкости работы на бирже.

· Аудиторы

НПФ обязаны раз в год проводить аудиторскую проверку для подтверждения достоверности учета и отчетности.

· Актуарии

Актуарий – человек, проводящий актуарное оценивание деятельности НПФ не реже, чем раз в год. Эти специалисты оценивают долгосрочную устойчивость НПФ, и проверяют соответствие между пенсионными активами и пенсионными обязательствами.

· Специальные депозитарии

Эти организации оказывают услуги по учету прав на ценные бумаги и их хранения. Также следят за исполнение обязательств управляющих компаний и НПФ.

9. Государственные регулирующие органы пенсионной системы

Законотворческим процессом, связанным с нововведениями в ПС, занимаются Государственная Дума и Совет Федерации. Контролирует исполнение законодательства Министерство труда и социального развития РФ и Министерство финансов.

Сложность анализа пенсионной реформы обусловливается спецификой ее объекта - будущих доходов на текущий момент работающего населения, а ее разработка требует расширения горизонта планирования и досконального изучения экономического ландшафта. Оценка результатов в полной мере будет возможна в 2022 г со стартом выплат накопительной части.

Структурный недостаток, характеризующий ранее используемую модель, заключался в отсутствии паритета индивидуальных реального вклада в пенсионную систему и размера пенсии. Это дестимулировало предъявление реального дохода, как работающими, так и работодателями, результатом чего стала выплата взносов только с легальной части зарплаты, сокращение налоговой базы: в «тени» экономики скрывалось порядка двух третей дохода. Сопровождаемый следующим из демографического кризиса уменьшением соотношения числа активных работающих граждан к числу пенсионеров данный изъян продемонстрировал экономическую несостоятельность и неплатежеспособность уравнительного сознания. Таким образом, снижение «коэффициента поддержки», выступающего в роли одного из важнейших критериев пенсионной системы, - креатура демографических и экономических факторов. Неудовлетворенность населения, с одной стороны, низким уровнем пенсий, отстающим от прожиточного минимума пенсионера, с другой, высоким – налоговых отчислений, продуцировала социальную и политическую напряженность, что послужило причиной развертывания пенсионной реформы.

Задачи и цели

Задачи пенсионной реформы декларировались следующими документами:

1. Программа пенсионной реформы 1998 г.

2. Проект Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу 2000 г.

3. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.

4. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)

В трех первых документах главной задачей реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе выступает достижение (поддержание) финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, тогда как в последнем – установление тесной связи между величиной пенсии и ранее уплаченных взносов и повышение реального уровня пенсионного обеспечения.

В вышеуказанных документах также содержатся цели реформы пенсионного обеспечения:

1. Усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении

2. Повышение реального размера пенсий

3. Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы

4. Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование

Кроме того подразумеваются следующие:

5. Увеличение объема долгосрочного кредитования в экономике

6. Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда посредством:

6.1. снижения налогового бремени на работодателя

6.2. повышения заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему

7. Обеспечение прозрачности пенсионной системы

8. Обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов

Суть стартовавшей в 2002 г пенсионной реформы заключалась в реструктуризации пенсионной инфраструктуры, переходе от распределительно-уравнительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, устанавливающей прямую зависимость между уровнем заработка и размером пенсии. В новой модели учет зарплаты производится на протяжении всей трудовой деятельности, однако лишь половина взносов (14%) накапливается в виде обязательств государства по выплате пенсии (актуально на момент старта реформы).

Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Также в его рамках организовано разделение пенсий на две категории: трудовую пенсию, право на которую имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее 5 лет трудового стажа и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Был введен запрет на одновременное получение двух трудовых пенсий, тем не менее допускается получение пенсий отдельными группами пенсионеров сразу из обеих категорий. К числу новаций также стоит отнести отмену ограничений на максимальный размер выплат и выплату пенсий работающим пенсионерам и ориентацию на «швейцарскую» модель индексации.

Показатели зрелости ПС

Для описания зрелости пенсионной системы мы рассчитаем коэффициент экономической зависимости и коэффициент поддержки ПС.

· Коэффициент ЭЗ рассчитывается следующим образом:

К эз =Ч пенс /Ч пл, где

К эз - коэффициент экономической зависимости пенсионной системы

Он характеризует число пенсионеров, приходящееся на одного занятого. Чем выше коэффициент, тем система становится более зрелой. На графике 1 наглядно изображено рост Коэффициента ЭЗ, что может указывать на становление новой распределительно-накопительной ПС в России. Долго наблюдалась тенденция к увеличению числа занятых на рынке труда, что существенно снижает нагрузку на пенсионную систему. Однако с 2009 года вновь появилось увеличение числа пенсионеров и уменьшение работающего населения.

· Коэффициент поддержки ПС

Этот показатель высчитывается с помощью формулы:

К п =Ч пл /Ч пенс, где

К п - коэффициент поддержки пенсионной системы

Ч пл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Ч пенс – численность пенсионеров

Коэффициент поддержки ПС показывает, сколько работающих человек приходится на одного пенсионера. Данный коэффициент обратен предыдущему. На графике 1 также наглядно представлено изменение показателя со временем.

В Таблице 2 представлены статистические данные, взятые с сайта Единой Межведомственной Информационной Системы (ЕМИС) и выполнены расчеты коэффициентов.

Таблица 2 «Показатели зрелости ПС»

Численность пенсионеров 38429,5 38182,8 38159,75 38227,8 38324,8 38363,7 38470,5 38796,4
Численность занятого населения 65070,4 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 69284,9
коэффициент поддержки ПС 1,69324 1,73985 1,762975 1,78323 1,79662 1,83951 1,84466 1,78586
коэффициент экономической зависимости 0,59058 0,57476 0,567223 0,56078 0,5566 0,54362 0,542105 0,55995

График 1 «Показатели зрелости ПС»

Оценив зрелость ПС РФ, можно прийти к выводу, что первые пять лет пенсионная реформа была эффективной, но далее введение накопительного элемента лишь усилила нагрузку на экономику.

Двойное бремя

После перехода на распределительную ПС с элементом накопления было указано в законодательстве, что для людей до 1967 года рождения действует распределительная ПС, а для граждан, родившихся с 1967 года и позже будет распространяться распределительно-накопительная система. Данное нововведение можно назвать «двойным бременем». Смысл этого понятия заключается в том, что государство формирует накопления на пенсионных счетах одних граждан и вместе с этим несет ответственность по выплате солидарных пенсий другим.

Демографическая ситуация

Показатели зрелости ПС указывают на демографическую ситуацию РФ, а именно на тенденцию старения жителей РФ, которое происходит не увеличением числа пенсионеров (за последние годы, продолжительность жизни в РФ сократилось), а сокращением числа занятых в экономике России.

Вывод

Российские реалии требуют использования распределительно-накопительной пенсионной системы.


Приложение 1.

Суммарный тариф страховых взносов Для лиц, старше 1967 г.р. и 1967 г.р., в % Для лиц моложе 1967 г.р. страховая часть пенсии, в % Для лиц моложе 1967 г.р. накопительная часть пенсии, в % Тариф в ФСС, в % Тариф в ФФОМС, %
Лица, производящие выплаты физическим лицам 22 (6% - солид. часть, 16% - индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% -индивид.) 6% - индивид. часть 2,9 5,1
10% – свыше предела 10 на солидарную часть
Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» 14% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 14 % - индивид. часть 8 % - индивид. часть 6% - индивид. часть
Лица, применяющие УСН и ЕНВД 20% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20 (4% - солид., 16% - индивид.) 14 (4% - солид., 10% индивид.) 6% - индивид. часть
Лица, занятые в области производства и распространения СМИ 20,8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20,8 (4,8% - солид. часть, 16% – индивид.) 14,8 (4,8% - солид. часть, 10% – индивид.) 2,9 3,3
Лица, обеспечивающие инжиниринговые услуги. 22% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 22 (6% - солид. часть, 16% – индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% – индивид) 2,9 5,1
СХ производители 16% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 16% – индивид. часть) 10% – индивид. часть) 1,9 2,3
Для лиц, указанных в подп. 4 – 6 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. 8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 8% – индивид. часть) 2% – индивид. часть)

«Тарифы страховых взносов на 2012 год (212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд Социального Страхования РФ и Федеральный Фонд ОМС» от 01.01.2010)


Приложение 2 «Сравнительный анализ пенсионного капитала, страхового и накопительного элементов,

для граждан 1966 и 1967 г. р. (при прочих равных условиях)»

г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р.
Зарплата годовая, тыс. руб. (принята равной средней зарплате) 52,3 52,3 66,0 66,0 80,9 80,9 102,7 102,7 128,7 128,7 162,2 162,2 205,3 205,3 222,4 222,4
Тариф взноса на страховую часть пенсии, % 12,0 11,0 12,0 11,0 12,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 8,0 14,0 8,0
Индексация страховой части пенсии, раз 3,678 3,168 2,605 2,249 2,024 1,793 1,642 1,263
Условно накопленный капитал страховой части пенсии с учетом индексации, нарастающим итогом, тыс. руб. 23,1 21,2 48,2 44,2 73,5 65,3 105,8 88,4 142,3 114,5 183,0 143,6 230,2 170,6 269,5 193,1
Тариф взноса на накопительную часть пенсии, % 2,0 3,0 2,0 3,0 2,0 4,0 4,0 4,0 4,0 6,0 6,0
Доходность накопительной части пенсии, % 4,02 2,6 7,33 12,18 5,67 5,98 –0,46 4,08
Накопленный капитал по накопительной части пенсии с учетом доходности, нарастающим итогом, тыс. руб. 1,04 1,7 2,4 3,7 5,4 9,3 6,1 15,0 6,5 21,3 6,9 29,5 6,8 41,6 7,1 48,3
Страховой и накопительный пенсионный капитал по состоянию на 2009 г. 276,6 241,4

Http://expert.ru/kazakhstan/2012/46/sistema-zavisla

Http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5525

Http://taxpravo.ru/faq/statya-169607-tarifyi_strahovyih_vznosov_na_2012_god

Http://www.napf.ru/main_activities/napf_funds

Http://www.pfrf.ru/labor_old_age_pension

Быть или не быть

накопительной пенсионной системе в России

Групповая аналитическая работа

студентки 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

__________________________________

(подпись)

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

04.08.2018 12:38:10

Своим видением по вопросу повышения пенсионного возраста поделился старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Набиюла Гичиев.

Дискуссия вокруг повышения пенсионного возраста в России вылилась в законопроект, внесенный Правительством РФ в Государственную думу РФ. В настоящее время высказываются разные точки зрения, как в пользу повышения пенсионного возраста, так и против него. Рассмотрим кратко эти подходы к этой многогранной проблеме для выработки собственных выводов и предложений.

Демографический контекст возраста выхода на пенсию связан с рядом аспектов:

Демографическое старение нации, ведущее к изменению соотношения между плательщиками взносов и получателями пенсий. Очевидно, что без увеличения числа плательщиков пенсионных взносов или уменьшения числа пенсионеров невозможно повысить пенсии.

В 1930-х годах, когда был введен возраст выхода на пенсию для отдельных категорий мужчин 60 лет и женщин 55 лет, на одного человека в пенсионном возрасте приходилось 8 человек трудоспособного возраста. После второй мировой войны в 1950-х годах, когда пенсионная система распространилась на все население страны, это соотношение снизилось до 5 к 1. К настоящему времени коэффициент поддержки уменьшился до 2.3, а уже после 2023 года в России на одного человека в пенсионном возрасте будет приходится менее 2 человек в трудоспособных возрастах

В результате повышения пенсионного возраста по предложенному Правительством РФ плану коэффициент демографической поддержки увеличится к 2035 году до 3. Если не будет изменений в пенсионной системе размер пенсии должен снижаться.

В целом процент лиц в возрастах от 60 лет и старше в России увеличился с 9% в 1959 г. до 21% в 2017 г., и по прогнозам он возрастет до 26% в 2030 г. По уровню старения Россия не относится к разряду очень старых стран, таких как Япония, Италия, Германия, где доля лиц в возрастах 60 лет и старше в настоящее время равна соответственно 33%, 29% и 28%.

На этом основании можно сделать вывод, что в России можно не спешить с повышением пенсионного возраста. Тем не менее, ряд стран с аналогичной долей пожилых (США, Канада, Норвегия, Ирландия и др.) повысили или повышают возраст выхода на пенсию. Результаты сравнения показывают, что Россия скорее запаздывает с этим процессом. Она находится в положении Италии 1990-х гг., когда эта страна была вынуждена повышать пенсионный возраст, чтобы сдержать рост дефицита государственного бюджета.

Первая причина относительного увеличения численности пожилых и их доли во всем населении (демографическое старения) – это снижение рождаемости. Другой причиной увеличения числа пенсионеров является рост продолжительности жизни, но не всего населения, а именно людей в старших возрастах.

С 2007 по 2016 г. разрыв между Россией и странами ЕС в продолжительности жизни мужчин, доживших до 60 лет, уменьшился с 6,7 лет до 5,8 лет, женщин - с 5,2 до 4,2 лет. Вместе с тем, сохраняющаяся, хотя и уменьшающаяся, большая разница в продолжительности жизни мужчин (16,1 лет) и женщин (21,7 лет) в России, говорит о необходимости учета гендерного фактора в планах повышения пенсионного возраста.

Один из главных мифов, обсуждаемых в связи с повышением пенсионного возраста, связан с использованием показателей продолжительности жизни: «будем работать до гробовой доски», «после выхода на пенсию долго не проживем», «до пенсии в России не доживает 40% мужчин».

Дания начала 1980-х годов, где пенсионный возраст для мужчин и женщин составлял 67 лет, а продолжительность жизни первых равнялась 71,4 года, у вторых - 77,6 года. Пример Дании заслуживает отдельного внимания, поскольку повышение возраста выхода на пенсию в этой стране увязывается с изменением продолжительности жизни. В 2006 г. проведенная «Реформа благосостояния» предполагала «индексацию» пенсионного возраста с учетом изменения продолжительности жизни лиц, доживших до 60 лет и закрепленной нижней границей средней продолжительности жизни после выхода на пенсию в 14,5 лет. Начатая с 2011 г. «Реформа пенсионного возраста» предполагает повышение пенсионного возраста с 65 до 70 лет в несколько этапов: с 65 до 67 лет в 2019-2022 гг., до 68 лет к 2030 г., до 69 лет к 2035 г. и до 70 лет к 2040 г. Условием реализации плана повышения пенсионного возраста на 5 лет является увеличение, как минимум, на 5 лет ожидаемой продолжительности жизни.

Невысокая ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) не являлась основанием для отказа от повышения пенсионного возраста в странах Восточной Европы и СНГ.

В большинстве из них повышение пенсионного возраста начиналось в условиях, сравнимых или даже менее благоприятных, чем в современной России. Например, в Польше, где в течение 1984-1989 гг. произошло практически беспрецедентное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет (по 1 году в год), у мужчин ситуация с продолжительностью жизни пожилых была хуже, чем в современной России. В Чехии, при похожей на Польшу ситуации с дожитием до пенсии и ОПЖ женщин в возрасте 55 и 60 лет, в 1996 году было объявлено повышение до 63 лет для обоих полов (для женщин темпом в 3-4 месяца ежегодно). При этом изменения пенсионной системы не сворачивались, и с 2016 года начался новый этап повышения до 67 лет. В Венгрии пенсионный возраст начал подниматься с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 62 года с 1998 года.

Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, доживших до текущего пенсионного возраста в 60 лет, составляет сейчас более 16 лет, а женщин до 55 лет - почти 26 лет, и эти показатели не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста. Сегодня мужчинам, которые дожили до 65 лет, при условии сохранения уровней смертности 2016 года, предстоит прожить 13,4 лет, а женщинам, дожившим до 63 лет - 19,3 лет.

Сравнительные коэффициенты смертности (2015 год) в возрасте 35-39 лет у российских мужчин выше, чем у немцев в 7 раз, а в возрасте 60–64 года - в 2,5 раза. Различия между коэффициентами россиянок и немок в аналогичных возрастных группах меньше - соответственно 4,5 раза и 1,7 раза.

Предлагаемое повышение пенсионного возраста отражает реальные процессы в сфере занятости лиц старшего возраста. С одной стороны, сохраняющееся желание работать, с другой - низкие пенсии, выталкивают лиц старшего возраста на рынок труда. В настоящее время наступление пенсионного возраста снижает участие в трудовой деятельности, однако это уменьшение нельзя назвать драматичным: доля работающих мужчин сокращается приблизительно на четверть (с 69% до 50%) и женщин - на шестую часть (с 79% до 66%). Расчеты показывают, что в 60 лет прекращают трудовую деятельность около трети ранее работавших мужчин, в 55 лет - не более четверти женщин. В настоящее время работает около 40% 60-64-летних мужчин (37,8%) и более половины 55-59-летних женщин (52,0%). Следует ожидать, что прогнозируемый рост образовательного уровня населения, который является одним из факторов увеличения продолжительности жизни, будет способствовать дальнейшему повышению занятости в старших возрастных группах.

По сравнению с большинством развитых и постсоциалистических стран экономическая активность и участие в занятости российских мужчин и женщин старших возрастов являются относительно низкими.

В контексте предлагаемого повышения пенсионного возраста стоит обратить внимание на величину и динамику уровня занятости населения старших возрастов постсоциалистических стран. Именно в этих странах в течение 2000-2010-х гг. наблюдался наиболее существенный рост (в полтора-два раза) уровня занятости населения старших возрастов, что непосредственно было связано с проведенными в этом регионе пенсионными изменениями, включавшими и повышение нормативного возраста выхода на пенсию. В результате, если в начале 2000-х гг. по уровню занятости населения 55 лет и старше Россия превосходила большинство стран Центральной и Восточной Европы, то в настоящее время мы наблюдаем обратное соотношение российские показатели меньше аналогичных показателей постсоциалистических стран. В целом, опыт осуществления пенсионных изменений показывает, что повышение пенсионного возраста увеличивает участие женщин в рабочей силе и их занятость в бо льшей мере, чем у мужчин.

Согласно имеющимся оценкам, эффективный пенсионный возраст в нашей стране выше нормативного: у мужчин на 3,2 года, у женщин - на 5,3 года.

В подавляющем большинстве стран пенсионный возраст не зависит от продолжительности жизни. Такая зависимость на законодательном уровне установлена лишь в нескольких государствах с низким уровнем смертности в старших возрастах (например, во Франции и в Дании).

На основании изложенного можно сделать вывод:

Увеличение пенсионного возраста в условиях нарастающего бюджетного дефицита необходимо. Однако решение об увеличении пенсионного возраста не решит данную бюджетную проблему полностью, а лишь отложит его на неопределенный срок (возможно на 6-10 лет), перенося, таким образом, центр финансовых трудностей на временной период 2024 -2028 гг.

С нашей точки зрения, правильно, что пенсионный возраст законодательно увязывается с продолжительностью жизни, но в дополнение к этому, конечно, должны учитываться гендерные различия в реальной ожидаемой продолжительности жизни.

Обеспечить законодательно закрепленную гарантию трудозанятости пенсионеров на прежней должности в период ожидаемой продолжительности жизни, что будет логичным продолжением тезиса, обосновывающего необходимость пенсионных изменений по причине нехватки рабочих рук из-за демографической ямы.

Тимур АЛИЕВ