Методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников. Формирование патриотического сознания современной молодёжи

Боброва О.А.

Учитель русского языка и литературы

Международный образовательный форум «Глинские чтения» . Июль 2008 г.

Формирование патриотического сознания учащихся

Патриотизм – высшее

выражение духовности человека .

Иван Александрович Ильин

Конечная цель работы школы, а значит, каждого учителя – воспитание гармонично развитой личности. Но сегодня, когда СМИ откровенно пропагандируют культ комфорта и удовольствий, стремление взять от жизни всё и вполне естественным рисуют путь человечества к животному началу - это непростая задача.

Подмена духовных ценностей на фальшивые во многом почти осуществилась: стираются границы между добром и злом, пороки выставляются напоказ как допустимое, равнодушие к происходящему становится нормой, родители находятся в вечной гонке за золотым тельцом, объявляя её самой важной, необходимой для взращивания своего чада. Воспитание и развитие ребёнка отодвигают на второй план. Главное –накормить и обуть, обеспечить… Выросло поколение мам, спокойно курящих в присутствии своих детей и распивающих различной степени крепости спиртные напитки. Сложно даже представить, что они способны думать о нравственном воспитании и духовном развитии своих детей, являя собой образец безнравственного поведения…

Сбывается план Алена Даллеса, разработанный ещё в 1945 году: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа и окончательного, необратимого угасания его самосознания… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию,животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…

И лишь немногие … будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище» .

Итак, идёт война, настоящая идеологическая война. Народ уничтожается при равнодушии или полуравнодушии общества.

Что же делать нам, учителям, представителям передового рубежа этой бескровной битвы? Ведь мы-то с вами видим, как уничтожается наше подрастающее поколение, а значит, уничтожается будущее России! Как предотвратить превращение детей в безликую толпу человекоподобных, озабоченных лишь хлебом насущным?Что должны противопоставить мы повреждению здравомыслия и растлению духа подрастающего поколения?

Возникла реальная необходимость качественного улучшения воспитания молодёжи.На первое место должно ставить заботу о духовном развитии, нравственном воспитании. Необходимо прививать интерес к своим «корням»: традициям, культуре, истории родного края и Отечества.Необходимо взращивать в детях внутреннюю мотивацию для добросовестного служения Отечеству и народу, формировать патриотическое сознание и развивать рефлексивное мышление учащихся.

Безусловно, и на уроках мы не просто обучаем детей азам той или иной науки, а стараемся воспитать человека, заронить в его душу зерно добра, способность отличать истинное от ложного, но этого недостаточно,чтобы сформировать патриотическое сознание. Важно целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Осознание «чувства Родины», понимание значения истории Отечества в жизни человека изменит мировоззрение, откорректирует ценностные ориентации, определяющие устремлённость личности к идеалу, то есть поднимет подростков на более высокий уровень духовно-нравственного развития.

Именно такое понимание задачи вызвало у меня желание разработать курс внеклассных занятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Для выявления нравственных идеалов, иерархии ценностей, степени осознания учащимися себя в окружающем мире я использовала психологический метод диагностики по рекомендации к.п.н. В.В.Выговской – анкетирование: Кто я? Какой Я? Мои стремления… Выбор ценностей.

По результатам обработки данных анкет разработала курс из 12 занятий по формированию патриотического сознания учащихся продолжительностью 1 и 2часа (с учётом предварительного и заключающего тестирования).

В основу курса легли личные встречи с интересными людьми, понимающими необходимость воспитания в подрастающем поколении чувства любви к Родине, и заочное знакомство с героями-патриотами разных времён,основанное на просмотре фрагментов видеофильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени» и видеофильма о Максиме Трошине«Песней наполнено сердце моё…»

На занятии«Родина моя» разговор шёл о том, почему нужно почитать и любить отца и мать, почитать и любить Родину. Что значит любить Родину, быть патриотом?

Из встречи с вдовой нашего земляка Анной Павловной Грабинойребята узнали о земляке-патриоте - гениальном конструкторе артиллерийского вооружения Василии Гавриловиче Грабине, верно служившем Родине как на гражданском, так и на военном поприще.

Анна Павловна рассказала ребятам о том, как рос и учился Василий Гаврилович, как настойчив был в достижении поставленной цели.

Интересный, увлекательный рассказ позволил ребятам познакомиться с особенностями быта начала 20 века, представить трудности, которые ожидали многих детей,желающих учиться, но не имеющих такой возможности.

Жизненные истории, произошедшие в детстве с Васей Грабиным, позволили ребятам создать образ мальчика, никогда не унывающего, настойчивого, честного, смелого,любящего сына и помощника родителей.

Уверенность в том, что он сможет овладеть знаниями по любой дисциплине, способность отказаться от всего ради учёбы – вот что позволило Василию Грабину стать «уникумом» (так назвали его члены экзаменационной комиссии Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского).

Ребята смогли убедиться, что настойчивость в овладении знаниями, непреклонность в достижении цели и смелость в принятии важных решений позволили Василию Гавриловичу стать выдающимся конструктором, достойным сыном Отечества: в годы Великой Отечественной войны противотанковые пушки,созданные им, наносили сокрушительные удары по танкам врага, приближая час Победы.

Следующая встреча была посвящена памяти Александра Невского.

На этот раз в гости к ребятам был приглашён Евгений Карунин – поэт и композитор,исполнитель патриотических песен.

Евгений Александрович познакомил ребят со своей поэмой,посвящённой великому князю – защитнику Земли Русской.

О том, как проходила встреча, можно узнать из фрагментов сочинений-отзывов ребят. Вот некоторые из них:

- «Выступление поэта было посвящено жизни и подвигу князя Александра Невского.

Дав нам возможность вспомнить основные события жизни князя, автор прочёл отрывок из поэмы, когда шведский барон вызывает Александра Невского на поединок. Молодой полководец не спит всю ночь, молится Богу, понятно, что переживает он за Родину, её судьбу. Шведский недруг высокомерен, самоуверен.

Когда поэт читал, все слушали, затаив дыхание».

- « Волновала судьба Пелугия, пробирающегося через лес для того, чтобы спасти Новгород, успокаивало появление чуда: святых Бориса и Глеба».

- «Он читал с выражением, с мимикой, так, как будто сам всё это пережил. Многие из нас очень чётко представляли эту картину и переживали за героев».

- «А затем нас ждал сюрприз! Наш гость взял в руки гитару и запел. Я был потрясён! Естественный, мощный голос впечатлял своей силой и энергией, заставлял задуматься о темах, волновавших людей всегда: о борьбе добра и зла, о патриотизме, о героизме и предательстве.

Анализируя историческое прошлое, я стал размышлять и над собственной жизнью, о своём месте в этом мире».

- « Стихи в песнях складные. Они как будто льются рекой. В них слышится любовь к Родине, её истории. Я заворожено слушала его песни, представляя себе те «преданья старины глубокой», о которых в них поётся».

- «Особенно грустная была песня про то, как Иван Грозный приказал выколоть глаза мастерам, которые построили красивый храм».

- «Затем мы слушали песню о Пересвете. Мне особенно запомнилась история о том, как перед важным боем он сразился с воином врагов и победил его ».

- «Больше всего мне понравилась песня о Родине. Она очень красивая».

- «Во время его выступления моё сердце то радовалось, то болело, то сжималось за судьбу моего народа, за судьбу моей Родины».

- «В конце нашей беседы мы сделали общий снимок на память. Евгений Карунин принёс нам книжечки с одной из своих баллад. Он подписал их для каждого! У него прекрасный почерк! Встреча прошла на «ура»!

- «Если бы в нашей стране было больше таких патриотичных людей, было бы очень хорошо. Я жду следующей встречи».

Евгений Карунин подписывает экземпляр своей исторической баллады

Встречи с интересными людьми, остро чувствующими свою сопричастность к истории Отечества, безусловно, необходимо организовывать, если мы хотим видеть нравственно здоровым молодое поколение, если мы думаем о будущем России. Ведь история Отечества, его слава, его герои – то бесценное наследство, которое должны благодарно принимать и преумножать новые поколения. Знание истории своей страны формирует человека, умеющего думать, с чувством собственного достоинства.

Поэтому укрепление исторической памяти молодёжи – наша задача, в её решении – залог самосохранения народа, России.

Очередная встреча с Евгением Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» (2 часа) состоялась 22 февраля - накануне Дня Защитника Отечества.

Поэт познакомил ребят со своими произведениями, посвящёнными природе родного края, исполнил песни на стихи Николая Рубцова. Прозвучали стихотворения русских поэтов о родной природе и в исполнении ребят. Они отвечали на вопросы поэта,делали выводы о силе и красоте русского слова, о необходимости бережного к нему отношения.

Беседу о значении поэтического слова в годы Великой Отечественной войны, о силе его влияния на состояние духа защитников Родины и о том, как важно нам сегодня помнить об этом, Евгений Карунин завершил исполнением песен о героях-патриотах былых времён и современности, о любви к Родине.

Сила воздействия поэтического слова в эмоциональном исполнении автора под аккомпанемент гитары – бесспорно, велика.Слушатели невольно заряжаются энергией исполнителя, так же, как и автор,волнуются и радуются, переживают, чувствуют свою причастность к былому, наполняют сердце благодарностью к героям-защитникам, любовью к Родине, а значит, становятся её патриотами.

Разговор о героях-патриотах Великой Отечественной войны мы начали с просмотра фрагмента видеофильма «Герои нашего времени» Ольги Дубовой.

Беседа о содержании фильма позволила ребятам сделать вывод о том, что моральные и духовные ценности народа - основа победы в Великой Отечественной войне. Ребята смогли сопоставить нравственные идеалы поколения победителей с нравственными идеалами современной молодёжи и сделать соответствующие выводы о том, что подвиг поколения победителей – это яркий пример самоотверженного служения Отечеству, что необходимо сохранять память о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны и для того, чтобы не ошибиться в выборе идеала.

Второе занятие, посвящённое героям Великой Отечественной войны, тоже основанное на просмотре фрагмента видеофильма Ольги Дубовой, позволило ребятам ответить на следующие вопросы: для чего нужен молодёжи опыт прошлых поколений? надо ли знать героев Отечества? что даёт современному молодому человеку это знание?

Ребята смогли сделать вывод о связи и преемственности поколений, о том, что историческая память народа – основа его самосознания, а значит, и самосохранения.

Очередная встреча с поэтом Евгением Каруниным на тему«Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» - беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

Предварительно ребята познакомились с биографией поэта, его творчеством, просмотрели фрагменты видеофильма «Песней наполнено сердце моё», прослушали записи песен из альбома «Соловейка» в исполнении автора.

Занятия обогатили ребят знанием того, что естественное и необходимое для жизни, как дыхание, чувство Родины составляло суть жизни человека, немногим старше их…

Завершило курс занятий повторное анкетирование, результаты которого позволили сделать вывод об эффективности проведения курса с учащимися по формированию их патриотического сознания. Оправдались мои надежды на то, что после занятий ребята по-иному отнесутся к определению своего «Я», к желаниям и планам, к выбору между «иметь» и «быть», что их ложные кумиры померкнут перед образами истинных героев.

Уверенность в том, что необходимо и в дальнейшем проводить подобную работу, подтверждают и размышления учащихся. Вот некоторые из них:

- «Я думаю, что такие встречи с всесторонне развитыми людьми помогут детям нашего возраста расширить свой кругозор и серьёзно задуматься над смыслом жизни».

- «И сегодня важна победа добра над злом, важно стремление к свободе и справедливости».

- «Я понял,что настоящий человек должен любить свою Родину, знать историю, гордиться великими людьми России».

Безусловно, если каждый педагог составит свою программу работы с учащимися по патриотическому воспитанию, используя в ней имеющиеся у него видеоматериалы, привлекая к работе людей неравнодушных, волнующихся за становление молодого поколения, за будущее России, то желаемый результат будет возможен. Ведь если мы сегодня не противопоставим волне бездушия, безразличия, самолюбования, желания получить от жизни всё и любым путём, любыми средствами другой образ жизни,основанный на примерах честности, жертвенности, любви к малой родине и Родине-Отчизне, то потеряем наше будущее, поставим под удар существование самой России. А ведь именно этого и добиваются те, кому не дают покоя просторы нашей Родины. И потому каждый из нас, педагогов,понимая ситуацию, сложившуюся не в одночасье, не может быть спокоен. Каждый должен чувствовать себя на передовой, понимая, как много нужно сделать, чтобы не упустить, отвоевать души детей наших от насаждаемой иноземщины, привить им любовь к родной земле, научить гордиться делами своих предков, взрастить в них желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

Уверена, что строки стихотворений поэта Николая Зиновьева отражают состояние души многих, о будущем Родины заботящихся:

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем…

Время бить в колокола,

А иначе о России

Завтра скажут: « Да, была».

Слова - предупреждение, слова – призыв к действию! Как точно отражают они состояние жизни страны нашей сегодня. Мы в ответе за будущее России и перед предками, и перед потомками. И только объединив свои усилия, мы сможем выстоять, выстоять и победить.

И если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберём совесть каждого в одну совесть - выстоим!

Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

Валентин Распутин

История учит, что боеспособность армии, военная мощь государств существенно зависят от уровня духовности воинов и населения. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн серьезное, а часто и решающее влияние оказывает состояние духа войск, то есть степень их моральной готовности и способности добиться победы над противником. Многие видные военачальники соглашались с тезисом Наполеона о том, что "на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1", чем подтверждали решающее значение морального духа в укреплении армии и подчеркивали, что при определенных условиях храбрость солдат может компенсировать численный перевес противника.

Однако строительство армии не только в ходе войны, но и в мирное время невозможно без высокого морального духа войск. И сегодня, на этапе военного реформирования, при решении многих новых сложных задач от личного состава Вооруженных Сил требуются морально-психологическая устойчивость, готовность к преодолению высоких физических и моральных нагрузок.

Будучи сложным духовным явлением по своему содержанию и формам проявления, моральный дух содержит в себе два главных элемента: духовно-нравственный и социально-психологический. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют.

К духовно-нравственным элементам относятся нравственные идеалы, принципы, убеждения и нормы, определяющие отношение человека к государству, обществу, войне. Это фундаментальные, наиболее устойчивые элементы, выраженные такими понятиями, как "Отечество", "Родина", "воинский долг", "патриотизм".

Длительное существование любого общества и государства невозможно без сформировавшегося у большинства его граждан представления о высшей ценности Отечества и о святом долге защищать его. Все это требует от человека полной самоотдачи, нередко готовности пожертвовать своей жизнью во имя не личных, а общегосударственных целей. Осознанно на это шли и идут только настоящие патриоты.

К духовно-нравственному уровню относятся и такие элементы, как верность присяге. Знамени части, взаимоуважение командиров и товарищей по оружию, взаимовыручка в бою и т.д. Если этого нет, то в воинском коллективе устанавливается атмосфера недоверия в которой нельзя решать серьезные задачи ни в мирное время, ни тем более в военное.

Социально-психологические элементы включают коллективные и индивидуальные эмоции, чувства и настроения, возникающие в процессе мирной жизнедеятельности и боевых действий. К примеру, человек и воинский коллектив могут переживать самые различные настроения: ликование и радость, страх и отчаяние, тоску и безнадежность. Так, по данным иностранной печати, чувство страха в явно выраженных формах возникает у 90% участвующих в бою. при этом у 25% наблюдается рвота, у 20% нарушается способность контролировать функцию кишечника и т.п. Ясно, что все это делает выполнение боевых задач почти невозможным. Следовательно, создать у воинов настрой на решительные и активные действия, укрепить у них моральный дух - значит сделать серьезную заявку на достижение победы.

Каковы же пути укрепления морального духа войск?

В Вооруженных Силах этому служит весь воинский жизненный уклад: напряженная боевая учеба, особенно в поле, на полигоне; различные виды учений; выполнение учебно-боевых задач и т.п. Решению этой же задачи в немалой степени способствуют занятия по морально-психологическому обеспечению и общественно-государственной подготовке, а также вся целенаправленная воспитательная работа, и в частности по патриотическому воспитанию.

Патриотическое сознание, выступая фактором формирования морального духа воинов, проявляется следующим образом:

1. Патриотические идеи, закрепленные в сознании воинов в форме убеждений, обеспечивают глубокое осознание личным составом необходимости защиты Отечества, выступают основой его взглядов на воинскую службу, проявляются в повседневной деятельности солдат и офицеров.

Условием эффективного формирования патриотических убеждений является обращение к военной истории Отечества, правдивый и всесторонний показ ее примеров, анализ достижений и неудач. Однако в последние годы акцент делается на негативных моментах, на ошибках и издержках отечественной истории, что мешает формированию патриотического сознания у молодежи.

2. Патриотическое воспитание помогает осмыслить и поддержать политику Российского правительства по укреплению Вооруженных Сил, сохранить убеждение в целесообразности решений, практических действий командиров по повышению боеготовности и боеспособности войск, отработке учебно-боевых задач.

3. Патриотическое сознание формирует здоровую моральную атмосферу в воинских коллективах, где непосредственно решаются все вопросы жизнедеятельности войск, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, утверждаются нормы и принципы взаимоотношений между военнослужащими, разрешаются противоречия и конфликты, проявляются нравственные и морально-боевые качества личного состава.

Значение патриотического воспитания неоценимо. Именно в коллективе и через коллектив человеческий фактор реализуется, проявляется в организованности и дисциплине личного состава, его верности патриотическому и воинскому долгу, в конкретных делах и поступках воинов.

Вместе с тем следует заметить, что в некоторых воинских коллективах еще имеют место негативные явления, случаи недисциплинированности, так называемые неуставные взаимоотношения, проявления грубости, высокомерия и т.д. Все это порождается неумением строить гармоничные взаимоотношения младших командиров с подчиненными, недостаточным уровнем воспитательной работы.

4. Патриотические идеи снижают воздействие отрицательных факторов в мирных и боевых условиях (материально-бытовая неустроенность, сложные климатические условия, плохое настроение, паника), которые негативно влияют на морально-психологическое состояние войск, их стойкость в бою.

5. Важную роль в формировании морального духа, духовного потенциала общества и армии играют различные государственные и воинские ритуалы, символы, празднование памятных событий в истории страны. Так, большое эмоциональное и воспитательное значение имеет ежегодное празднование в нашей стране Дня Победы. Близится 60-летие этого величайшего события во всей новейшей истории. Его значение в формировании чувств национальной гордости и патриотизма исключительно велико.

Работа по поддержанию высокого морального духа армии - это задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, общенародная. Армия - это часть общества. А поэтому состояние политических, экономических, социальных и нравственных отношений в нем накладывает отпечаток и на состояние духовных сил личного состава армии.

Воробьева Татьяна Александровна МКОУ «СОШ №2» г. Ревда

Развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся во внеклассной работе.

Патриотизм, чей бы то ни был,

доказывается не словом, а делом.

Виссарион Белинский

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, коснулись нравственных ценностей, отношений к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Существует социальный заказ - формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – но в реалиях мы видим двойную мораль, преобладание материальных ценностей над духовными и учитель в этой ситуации должен определить правильный путь по формированию патриотического сознания.

Приоритетными направлениями в современном образовании с введением ФГОС, становятся: развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся. Это обусловлено многими факторами. Основная педагогическая задача патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России; воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи, формирование чувства сопричастности с судьбой Отечества, своего народа, города. В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции и гражданских ценностей у учащихся.

Формирование гражданских ценностей и развитие патриотического сознания у учащихся - это сложная и длительная работа для учителя. Ученика нельзя заставить быть гражданином-патриотом, принудительно привить патриотизм невозможно. Вот почему учитель сам, своим примером должен доказывать учащимся искренность своих чувств - быть убежденным патриотом.

Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу по патриотическому воспитанию, а в 2009 году в нашей школе учителями истории и обществознания Воробьевой Т.А. и Князькиной Л.В. было создано историко-патриотическое объединение «Мы - уральцы».

Основные направления работы историко-патриотического объединения «Мы - уральцы»: исследовательское, пропагандистское, помощь ветеранам войн, участие в акциях, гражданско-патриотическое, краеведческое.

За пять лет деятельности учащиеся из историко-патриотического объединения «Мы - уральцы» принимали участие: в городских краеведческих конкурсах «Народ о народном Маршале», «Народный подвиг Урала», «Вот эта улица, вот этот дом», «О край родной, край, сердцу милый!». Были написаны и представлены на городских конференциях исследовательские работы «Война в истории моей семьи», «Улицы родного города», исследовательский проект «Дети войны» и др.

Осознавая свою сопричастность ко всему, что происходит в школе, учащиеся занимаются социологическими исследованиями: «Влияние телевидения на молодёжь», «Кого можно назвать героем?», «Мой мир», «Почему пропадает интерес к учёбе?», «Что такое комсомол?», «Что такое терроризм?» и др.

Наши ребята активно участвуют в акциях. Например: в городской акции «Георгиевская ленточка», «Поздравь солдата», «Поздравь ветерана». В акциях, посвящённых дню Памяти и Скорби, Дню пожилого человека, в акции«Мать – Тереза» - помощь Дому Ветеранов и Дому Малютки. В летние каникулы историко-патриотический отряд «Мы - уральцы» работает на школьной площадке, где ежегодно проводятся акции: «Письмо неизвестному солдату», «День Памяти и скорби». Об этих и других акциях неоднократно были опубликованы материалы в городских газетах. Были проведены школьные и городские патриотические мероприятия: «Земля людей, зачем тебе война?» (к 25-летию вывода российской армии из Афганистана), «Блокада Ленинграда» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) и др.

В школе работает лекторская группа учащихся, проводятся мини-лекции, посвящённые дню Конституции, дню Народного Единства, Международному женскому дню 8 марта.

Ребята участвуют в комплексе школьных мероприятий, посвященные Дню Победы: во встречах с ветеранами войн, в игре «Салют, Победа» и др.

Система патриотического воспитания, разработанная в нашей школе призвана обеспечить целенаправленное формирование у учащихся активной позиции, гражданских ценностей, она готовит наших воспитанников к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными. Эффективность патриотического воспитания в нашей школе определяется наличием этой системы, а также целенаправленным и закономерным процессом постоянного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям общества.

В различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали понятие «патриотизм». На основании анализа структуры патриотизма становится возможным выявление его сущности.

Патриотизм выражается через:

Уважение к традициям, истории и культуре страны;

Осознание достоинств и успехов своей страны;

Чувства сопричастности к судьбе Родины;

Действия во благо народу своей страны;

Ответственность за близких людей, народ и Родину;

Жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью.

Как видим, форма проявления патриотизма бывает различной: на поведенческом уровне – как интегративное нравственное качество, на методологическом – как нравственный принцип, на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, имеющее приобретенный характер и которое формируется в течение всей жизни человека. Анализ структуры позволяет сделать следующий вывод: патриотизм – это сложное явление и неотъемлемая часть социально-нравстенной направленности личности.

Формирование патриотического явления осуществляется различными субъектами и способами, а именно через:

1. Семейное воспитание. Семья как социальная общность дает зачатки ценностного ориентирования человеку, в том числе и чувство долга перед семьей, родиной, через проявление любви и уважения к своей стране и прививания этих чувств детям.

2. Систему образования. Функцию прививания патриотизма в СССР взяла на себя государство и проявляла ее через систему образования, включающая изучение таких предметов, как: русский язык, русская литература, история России, краеведение, география России, национальная культура и традиции и т.п.

3. Формирование патриотических представлений под влиянием малых групп, общества, СМИ.

4. Путешествие по своей стране.

5. Военную службу.

ВЦИОМ имеет возможность судить о том, как россияне воспринимают патриотизм, как они демонстрируют свои патриотические чувства на основании довольно обширного материала. Опросы введутся с конца 80-х годов, тогда России, как независимого государства еще не существовало, она была еще в составе СССР. Теперь, спустя 20 лет, мы имеем возможность сопоставлять то, что люди говорили тогда, и сейчас. Эволюция весьма заметна. Если на излете советской эпохи патриотизм был советский, то российский рождался в муках, на противопоставлении союзу. Ельцин и его последователи пытались показать, что Россия – это самостоятельная держава, с которой нужно считаться. Так как большинство наших соотечественников выросли в советской идеологии, российский патриотизм казался весьма странным, потому что раньше слова «Россия» и «СССР» использовались, как синонимы. Для нашего патриотизма в Советском Союзе «почва разъезжалась под ногами»: советский патриотизм был заклеймен, как реакционный. Во всей советской истории находилось только плохое, отрицательное. Затем, когда СССР распался, оказалась выбита из–под ног последняя почва для советского патриотизма. Спустя 20 лет, существует группа россиян, которые называют себя «советскими патриотами». Причем, это люди, которые не обязательно выросли в советское время: происходит передача культурного кода в некоторых семья, как правило, это люди, которые голосуют за КПРФ, считают, что СССР - «золотой век» нашей истории. Конечно, сегодня уже это некоторая экзотика, маргиналия. Сегодня общераспространенным является патриотизм российский по многим причинам, в том числе, потому что далеко зашел процесс «разбегания»: когда мы все существовали в одной стране, но эти 20 лет не прошли даром. По-разному строится идеология, политический курс, по-разному работают СМИ, возводятся барьеры между жителями разных бывших советских республик. Политическая история, экономическая история развиваются по-разному. Сегодня мы в большей степени ощущаем себя россиянами, чем в советское время.


Но есть специфические российские особенности: ситуация 90-х годов, неудачных реформ, которые обещали сделать жизнь лучше. Реформы, с точки зрения большинства россиян, пошли не туда, Россия была поставлена на грань выживания. В 90-е годы у нас был экономический кризис, дефолт, террористические атаки со стороны Кавказа, расползающийся пожар по разным республикам, когда не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия превращались в полыхающие зоны. Это образовало совокупность угроз существования России как государства. Но наш народ и государство нашли в себе силы не допустить такого развития событий. Приход эпохи Путина был связан с разворотом тенденции: мы падали, теряли и в 1999-2000 годах все развернулось в обратную сторону. Это вызвало прилив патриотических чувств, пошла позитивная динамика. Опять стало модно любить Россию, не модно ее унижать оскорблять, говорить, что у нас все плохо.

Отсутствие базовой системы ценностей (советские ценности оказались разрушенными, а новые ценности – еще на стадии формирования) отразилось на процессе социализации и формировании патриотического духа. Современный социолог Ю. Г. Волков отмечает, что «глубинной основой негативного состояния современного российского общества является то, что в процессе демократических реформ была разрушена идеологическая структура советского общества; более того, была объявлена деидеологизация российского общества как отрицание любой идеологии. Особенно плачевно деидеологизация сказалась на духовном и нравственном развитии молодежи России. В процессе отрицания советской идеологии наша молодежь оказалась беззащитной под натиском западной идеологии и массовой культуры, несущей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы, насилия и гомосексуализма, уход молодого поколения в иллюзорный мир с помощью наркотиков и психотропных веществ. Вследствие начальной деидеологизации, а затем и бездумного внедрения либеральных западных ценностей, чуждых российскому менталитету, происходит формирование молодых людей без гражданского мировоззрения... Объявленная демократами безграничная свобода личности от общества в молодежной среде россиян трансформировалась во вседозволенность и безнаказанность» .

Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно-значимыми, будут характеризовать личность.

В декабре 2011 – январе 2012 года кафедра социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета провела шестой этап мониторинга студентов вузов. В рамках данной работы нами был проведен анализ идеологической ориентации современной вузовской молодежи. 63 % респондентов указывают на то, что у них нет четкой ориентации, что они не придерживаются никакой идеологии; 8 % – выступают за социалистические идеи, 15 % – сторонники либеральных рыночных реформ. Чуть больше половины респондентов – 52 % интересуются информацией о политике, но сами в политической деятельности активного участия не принимают, 42 % студентов показывают крайне отрицательное отношение к политике, и только 7 % – активно интересуются и участвуют в деятельности той или иной партии. В качестве основной причины аполитичности молодежи является неуверенность, что личное участие может иметь какое-либо влияние, недоверие к политикам, низкий их престиж в сознании молодежи.

На вопрос «какие ожидания у вас сегодня преобладают» ответы разделились примерно поровну вокруг двух вариантов: одни предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра, другие – надеются, что жизнь станет лучше, но не скоро. В отношении соблюдения законов студенты демонстрируют следующую позицию: только 30 % респондентов считают, что закон нарушать нельзя. 70 % респондентов оправдывают нарушение законодательства различными способами: закон ограничивает права личности, во имя пользы дела, многие законы непонятны и поэтому часто нарушаются, во многих законах реально заложены невыполнимые нормы, да и вообще, законодательство быстро меняется, поэтому выполнять его невозможно.

Свобода для молодежи – это в первую очередь независимость в выборе жизненной позиции. Да и самое важное в демократии – это свобода личности. Только вот для достижения успеха в жизни, так же как и десять лет назад, студенты указывают на необходимость связей, знакомств и предприимчивости в первую очередь. Интересен анализ ответов студенческой молодежи Екатеринбурга на вопрос о чувстве враждебности. Так, явно прослеживаются негативные тенденции в отношениях между богатыми и бедными, между представителями разных национальностей, коренного населения к мигрантам. Существенно более сдержанные высказывания относительно отношений между жителями разных регионов страны, и у жителей России по отношению к жителям соседних стран.

В силу сегодняшней популяризации волонтерской деятельности в рамках волонтерской программы Универсиады в Казани 2013 и Олимпийских игр Сочи 2014. Мы считаем, что волонтерство - является идеальной формой социальной адаптации молодежи и прививание патриотического духа.

К основным технологиям развития волонтерского центра и прививания волонтерам чувства патриотизма можно отнести: газету, интеллектуально-дискуссионный клуб и студенческие балы.

Газета волонтеров, как один из видов информационных носителей, позволит связать все волонтерские организации, сформировать взгляд молодых людей с активной жизненной позицией, осознающих роль социального воспитания и формы поведения в обществе.

В основе работы на постоянной основе интеллектуально-дискуссионного центра волонтерского движения лежит продвижение идей гражданского согласия и солидарности средствами обсуждения важнейших исторических, социально-экономических и культурных проблем России. Интеллектуально-дискуссионный центр поможет не только выявлять острые проблемы общества, которые требует помощи волонтеров, но и акцентировать внимание на необходимость приобретения знаний учебных дисциплин.

Сегодня в университете отсутствует целенаправленно организованный процесс нравственного воспитания студентов и формирования у них эстетического восприятия действительности. Проведение студенческих балов - это новый способ формирования собственного устойчивого понятия о морали и этико-эстетической культуры среди молодежи посредством искусств: танца, музыки, театра и художественного творчества, - направленный на улучшение проведения досуга, стимулирование получения знаний по учебным дисциплинам, а также побуждение молодежи на социальную и гражданскую активность. Совместная созидательная деятельность преподавателей и студентов в процессе подготовки и проведении балов развивает способности к взаимопониманию, сотрудничеству и создает неформальную передачу знаний и опыта от одного поколения к другому.

В заключении хотелось бы добавить что в ходе проведения исследовательской работы мы пришли к выводу, что волонтёрство способствует реализации одной из главных задач патриотического образования - актуализация «человеческого в человеке» на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Молодежь и гуманистическая перспектива России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке. Социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.

2. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) /Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург, УрФУ, 2012. С. 332.

вера григорьева
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание

Григорьева Вера Николаевна

Закончила : ГОУВПО г. Биробиджан.

Специальность по диплому : Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагогика»

Место работы : ГКГОУ ШИ 14

Педагогический стаж работы : 30 лет

Прошла аттестацию : 2015 год

Присвоена : Первая квалификационная категория

Тема : «Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания »

Цель : формирование у детей с ОВЗ гражданско-патриотического сознания , верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи :

Повышать качество духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщать к истории Отечества , обучать одобряемому поведению.

Введение.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания . Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г. г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан .

Человеку и гражданину России важно знать ее историю , духовные истоки и традиции , чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин , Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга . Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) классах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с (ОВЗ) . Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения , ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

Ведущая педагогическая идея опыта : заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства , любви к Отечеству, своему народу. Создание системы по формированию гражданской компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья , которая включает гражданско - правововые нормы и ценности. Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека. Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни. Поиск новых знаний через уроки истории и обществознания , стремление к саморазвитию.

Условия возникновения, становления педагогического опыта : на сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско -патриотического воспитания учащихся с ОВЗ является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско -патриотическое воспитание. У детей с ОВЗ прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание , патриотические чувства. Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная работа на уроках истории и обществознания . Работа по выявлению учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания , которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

1 этап – Теоретический. Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

2 этап – Диагностический.

На втором этапе проводилась диагностика с целью выявления первоначального состояния гражданско- патриотического сознания обучающихся с ОВЗ . На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики был составлен календарно -тематическое планирование, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников через уроки истории и обществознания .

3 этап – Контрольный. На третьем этапе сформулированы основные выводы , отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по истории , обществознанию , в 7,8,9 классах направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания детей с ОВЗ

Теоретическая интерпретация опыта

Приступая к обобщению своего опыта работы , хочу отметить ряд противоречий и затруднений, которые мне приходиться решать в своей педагогической деятельности. Одним из основных противоречий в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, является противоречие между существующим уровнем гражданского самосознания наших учеников и требованиями морали и нравственности.

Актуальность опыта гражданско -патриотического воспитания продиктовано самой жизнью, состоянием молодого поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг» , «честь» , «духовность, «патриотизм» , вносит свой негативный вклад в морально-психическое состояние школьников. Данная тема актуальна и для школьников с ограниченными возможностями здоровья . У них не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества , выдающихся соотечественников.

Теоретическая база опыта : передовой отечественный опыт по патриотическому воспитанию отражен в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, В. А. Бухвалова, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова, В. А. Караковского, П. В. Степанова.

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе

Новизна опыта основана на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, так как несформированность у обучающихся качеств патриотизма , требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы . Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится на личностно-ориентированно подходе, что позволяет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока , учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории : побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения .

Адресная направленность опыт может быть использован на уроках истории и обществознания в коррекционных школах 8 вида.

Технология опыта : в результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все- то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности .

Я работаю со школьниками по учебнику Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина Мною были разработаны календарно-тематическое планирование к этому учебнику. Когда я приходила к семиклассникам и объясняла подросткам, что такое история : «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать обязаны». Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения. Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась.. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Так происходило знакомство школьников с новым для них предметом. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины , что мы – должны быть патриотами своей страны. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ . Поэтому обучать детей истории и формировать у школьников с особыми образовательными потребностями чувства гражданственности и патриотизма , любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.

Изучая курс 7 класса :

«Наша Родина – Россия» ; «Моя родословная» . Цель такого урока : закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны . Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье : маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма . На примерах деятельности исторических личностей , таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.

Формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу , народу, их истории , культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории соей Родины . Формируется уважительное отношение к историческим личностям , которые внесли сой вклад в развитие государства; формируется понимание того , что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является : вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера , проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей. У обучающихся на уроках формируется бережное отношение к историческому достоянию , пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в . до конца XIX в. Этот материал позволяет раскрыть историю Единой России , Правление Петра I и Екатерины II, рассказать о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания . Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории . Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Изучая курс 9 класса было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

А так же изучения курса «перестройки» Изучения суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками , был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам, человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Так же по всему курсу истории и обществознания были включены уроки изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Так же на уроках обществознания ведется работа на уроках по основным направлениям патриотического воспитания, помогает учащимся в освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, умению выработать индивидуальный опыт жизнедеятельности. Оказывает влияние на формирование духовно-нравственного единства в школе. Способствует развитию духовных ценностей школьников, необходимых для становления личности учащихся с ОВЗ.

К вышеизложенному хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.

Разработка и реализация системы по гражданско -патриотическому воспитанию личности обучающихся на уроках истории и обществознания .

Мною использовались следующие методы : наблюдение за процессом обучения истории , метод изучения ученических работ и школьной документации, беседа, тестирование обучающихся .

1. Визуальные источники .

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии , которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство . В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний . Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения . Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

2. Исторические документы .

Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории . Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации , и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить , рассуждать, извлекать информацию , подмечать черты отдаленной исторической эпохи . Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации , способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

3. Кинофрагменты

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

5. Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества : во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания.

В дальнейшем мною планируется использование в работе методов теоретического исследования. Метод теоретического исследования связан с изучением литературных источников . Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Изучение литературных источников дает возможность увидеть , как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям :

1Отношение к родной природе

2. Отношение воспитанников к обществу ;

3. Отношение к людям;

4 Определение характера отношения школьников к Отечеству.

сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1) .

Учебный год класс Отношение к родной природе Отношение к людям Отношение к отечестве Отношение к обществу

2014-2013 7 22% 10% 15% 20%

2015-2014 8 36% 32% 28% 40%

2015-2016 9 58% 62% 52% 78%

Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева , позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности Данная диагностика свидетельствует о положительной динамике сформированности гражданско-патриотического сознания . Активная деятельность учащихся на уроках способствует воспитанию творческой инициативы их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня (см. таблица 2-3) .

Результаты участия обучающихся в очных , заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях

год мероприятия Ф. и. учащегося класс Результат учащегося

2016 Защита проекта Стасько Виталий 8 свидетельство

2016 Международная олимпиада по обществознанию Надежкин Денис

9 Диплом 1 степени

2016 Всероссийская олимпиада по обществознанию

«Обществознание-наука об обществе »

Стасько Виталий

8 класс Диплом

Международная олимпиада по истории

Рябова Дарья 7 класс Диплом 1 степени

Заключение

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства . Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей , культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию .

Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История » . Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу .

Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История » может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.

Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.

Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями :

а) через личность учителя ;

б) через историю ;

в) через применение новых методик и технологий.