Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся статья. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей и воспитателей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, воспитатель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

– информационная (готовность к работе с информацией);

– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

– проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия - наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю, воспитателю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В нашем училище разработана модель организации внеурочной деятельности.

Основная идея модели: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

расширение рамок общения с социумом.

Заинтересованность училища в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации внеурочной деятельности в училище:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы училища;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Апробируется 3 способа организации внеурочной деятельности:

1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города.

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы по пяти направлениям, заявленным моделью русской национальной культурологической школы. Общеучилищные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общеучилищном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем и воспитателем.

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Таким образом, включение ребенка в систему общеучилищных дел воспитательной системы создает особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

Экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско – патриотическое, экологическое

Беседы, экскурсии в музеи «Боевой славы», просмотр фильмов, встречи с известными людьми, встречи с ветеранами, оформление газет о боевой и трудовой славе.

Привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, олимпиады, экскурсии по Москве, в посещение музев.

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Общественно - полезная

Беседы, встречи с людьми труда, участие в трудовых десантах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты. Социально-значимая деятельность.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная деятельность

Реализовывается через все направления внеурочной деятельности.

Познавательные, социальные проекты, конкурсы, выставки, участие в научно-исследовательских конференциях на уровне училища, города.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход, поддержку одаренных детей.

Училище стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, училищу;

получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Данные результаты делятся на 3 уровня:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Ребенок знает и понимает общественную жизнь.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Ребенок ценит общественную жизнь.)

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. (Ребенок самостоятельно действует в общественной жизни.

Духовно - нравственное воспитание учащихся

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Общечеловеческие ценности

    Любовь к матери

    Патриотизм.

    Любовь к Родине

    Свобода воли

    Добро и зло

    Самовоспитание

    Добродетель

    Совесть

    Надежда

Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм

    Социальная солидарность

    Гражданственность

    Семья

    Труд и творчество

    Искусство и литература

    Природа

    Религия

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.

В классе мы проводим:

- конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»,

Конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и пр.,

    классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»

Проекты, классные часы:

    Создание родословного древа,

    «История моего имени»,

    «Откуда пошла моя фамилия?»

    «Помни корни свои» и пр.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. И нтернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.

Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», в концертах для ветеранов .

Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края («Где родился, там и пригодился», «Родину, как мать, не выбирают»), с представителями разных государственных органов

Формы работы с детьми, применяемые мною:

    индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества .

Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.

    Проведение праздников и мероприятий.

    Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
    виртуальный музей, создание презентаций).

Исследовательская деятельность учащихся.

Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 1 класса пытаюсь вовлекать ребят в такую деятельность. Сначала это небольшие проекты: «Украсим планету», «Чистота - залог здоровья», «Мы вас ждем, товарищ птица», «Слова, родные с детства», «Тайна школьного портфеля», «Помни корни свои» .

Исследовательская деятельность способствует изучению истории, культуры родного края, языка.

    Экскурсии.

Организация выставок.

Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.

Тематические и творческие вечера.

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В течение ряда лет я веду кружок: «Доноведение ».

Формы работы с родителями:

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Предполагаемый результат (выпускник)

    Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
    добру.

    Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим
    людям.

    Потребность к сопереживанию.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
    служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
    долг, честь, Родина, вера.

    Приобщение к опыту православной культуры.

    Деятельное отношение к труду.

    Ответственность за свои дела и поступки.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»

Формы работы с родителями:

    Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
    процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

    Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

    Совместно организованные с родителями праздники.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

    «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

    Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

    Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    Традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

    Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

    Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

    Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду-ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

    Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

    В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве-щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

    Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со-вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож-ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе-цифических этических бесед.

    Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен-ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

    Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

    Развитие опыта нравственного поведения;

    Корректировка нравственных качеств личности школьников.

    Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

    Периодически проводить часы нравственности

    Развивать командные чувства у ребёнка

    Учить уважать чужое мнение

    Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

    Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

    Воспитывать как социально активного, здорового человека.

    Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

    Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

    Уроки России.

    Уроки толерантности.

    Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

    Уроки Мужества.

    Уроки нравственности.

    Встречи с интересными людьми.

    Научно-практические конференции.

    Путешествия по родному краю (экскурсии).

    Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

    Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы. Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

    Работа с родителями:

    1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
    2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
    3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
    4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
    5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

    Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

    Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

    Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

    Является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

    Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

    Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

    В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

    • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
    • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
    • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
    • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
    • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

    Ученик - патриот и гражданин
    Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

    Ученик и его нравственность
    Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Ученик и его интеллектуальные возможности
    Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

    Ученик и его здоровье
    Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    Ученик и его карьера
    Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

    Ученик и его семья
    Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

    Общение и досуг
    Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
    Сформировать у обучающихся:

    • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
    • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
    • ценностное отношение к своему здоровью;
    • ценностное отношение к природе;
    • мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

    Дать представление:

    • о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    • об эстетических ценностях отечественной культуры;
    • о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
    • о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    • о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

    Заложить основы:

    • смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
    • социальной и межкультурной коммуникации;
    • готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
    • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    • отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
    • понимания того, что семья - это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

    В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

    Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

    Беседы на этические темы
    Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

    Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

    Встречи с участниками и ветеранами войны
    Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
    Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

    Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

    Экскурсии
    Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально - ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

    Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

    При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

    Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

    Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.